Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший ж вовсе был дурак.
Все мы знаем, что на развитие личности ребёнка влияет отношение к нему его родителей, а также отношение родителей друг к другу. Родители – это своеобразная модель для ребёнка и он впитывает в себя привычки родителей, семейные правила и традиции и т.д. Но не всегда мы задумываемся над тем, насколько значимым для формирования личности ребёнка является порядок рождения в семье, количество братьев и сестёр, как к нему относятся: как к старшему или как к младшему ребёнку. Между тем именно на наших братьях или сёстрах мы учимся выстраивать «горизонтальные» отношения – это отношения с супругом, друзьями, знакомыми, коллегами по работе. С их помощью мы учимся справляться с конфликтами. И эти навыки мы несём в нашу взрослую жизнь.
Поэтому можно выделить ряд общих особенностей у людей, которые занимали одну и ту же позицию в своей семье (позиция старшего ребёнка, либо среднего, либо младшего).
Теперь поподробнее.
Старший ребёнок. Когда-то он был единственным ребёнком для своих родителей и в полной мере получал их любовь и заботу. Родители были ещё неопытны и очень много переживали за него, восхищались каждым его пусть даже незначительным достижением: он сделал первый шаг, он сказал первое слово, у него режутся зубки, он в первый раз улыбнулся. Всё это очень эмоционально переживается родителями, ни всё это с восторгом обсуждают и записывают знаменательные даты в дневник. Неудивительно, что старший ребёнок эмоционально сильнее всех связан с родителями и становится хранителем семейных традиций. Рождение других детей воспринимается уже более спокойно как нечто само собой разумеющееся и их достижения уделяется меньше внимания.
Рано или поздно появляется второй ребёнок и если это произошло раньше чем через 5 лет и второй ребёнок того же пола что и первый, то старший испытывает сильнейший стресс. Если же второй ребёнок другого пола (скажем, первый ребёнок – мальчик, второй – девочка), то конкуренция между ними не так сильна. Если разница между детьми 5 лет и более, то у старшего ребёнка уже сформировались ключевые черты характера, плюс к этому он уже занял определённую социальную позицию в группе детского сада.
Старшему кажется, что теперь родители меньше его любят, потому что младший требует больше внимания и заботы. Чтобы заслужить любовь родителей, старший старается быть хорошим Родители видят переживания старшего и пытаются его успокоить, говоря, что он старше и поэтому важнее (главнее, умнее), хотя младенец и требует такого внимания с их стороны. Также родители ждут, что старший будет примером для младшего. Он взрослый (даже не смотря на совсем юный возраст) и поможет им заботиться о малыше. В результате у старших детей обычно много родительских качеств: они умеют заботиться и воспитывать, способны нести ответственность и выполнять роль лидера (часто именно старшего наказывают за общие проступки детей, хотя старший мог и не быть подстрекателем, но раз он старше, то должен был проконтролировать).
Это чувство ответственности может стать для старшего ребёнка большой проблемой, старшие дети становятся педантами, идеалистами и очень тревожным, беспокойными – им нельзя ошибаться и расстраивать родителей или других авторитетных людей. Поскольку старший ребёнок делает упор на высокие достижения, он более серьёзен, более сдержан, чем другие, обычно он упорно трудится и более добросовестен во всём, что делает, хотя очень болезненно реагирует на критику.
Старшие дети рано становятся взрослыми. Они ни на кого не надеются и сами пробивают себе дорогу в жизнь. Из-за своей сдержанности и серьёзности у них возникают трудности в приобретении друзей. Обычно у них один близкий друг.
© Сентяков А.В., психолог ОППП.
—————